Обо мне

Здравствуйте! Меня зовут Тенищева Ирина Александровна. Добро пожаловать в мою творческую мастерскую!

Учитель высшей квалификационной категории, победитель городского конкурса «Учитель года 1993», отличник народного просвещения, награждена  Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, почётным знаком отдела образования Ворошиловского района «Творческий учитель», победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование», преподаю в начальных классах 40 лет. Работаю 32 года в МАОУ "Гимназия №76" г.Ростова-на-Дону.

Эссе «О школе».

Наверное, я самый счастливый учитель, потому что многое, связанное со школой, о чём я мечтала, у меня осуществляется.

Для меня школа – это, прежде всего, мои ученики, мои дети.

Я всегда мечтаю работать с детьми, которые имеют оригинальное и нестандартное мышление, умеют логически чётко и связно выражать свои мысли и чувства, неравнодушны к жизни и окружающему миру, любят читать, сочинять, творчески подходить к любому делу, проявляют деликатность, такт, скромность, чуткость, доброту.

Конечно, когда берёшь незнакомый 1-ый класс, волнуешься и ждёшь, что обязательно будет группа ребят или хотя бы один ученик с такими качествами. Ведь эти дети становятся моей мощной опорой и поддержкой в обучении и воспитании других ребят. Это  маленькие «звёздочки», за которыми будут тянуться другие.

А чтобы все мои ученики стали обладать такими же качествами, за 33 года работы в школе я разработала и апробировала собственную систему обучения и воспитания.

Прежде всего, я выстраиваю обучение на высоком уровне сложности. Я абсолютно убеждена, что чем выше планка, тем лучше результат.

С 1-ого по 4-ый классы мы с детьми составляем «Справочную копилку», в которую включаем все важные теоретические вопросы по изучаемым предметам. Начиная с 1-го класса, вводится зачётная система по теории и практике. Причём, зачёт надо «сдать» безошибочно. Если есть ошибки, надо работать ещё и ещё. Чтобы «не подводила» практика, я заранее, как правило,  во время своих «летних каникул», составляю сборники упражнений для класса, если считаю, что в учебнике недостаточное количество заданий и упражнений по данной теме. Интересно, что дети придумали собственное название этим сборникам – «Файлы».

Девизом нашего класса стали слова французского мыслителя Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Поэтому мы с детьми  много читаем и размышляем, проводим читательские конференции, урок чтения часто начинаем с пятиминутки «Реклама книг», в ходе которой ученики рассказывают о прочитанных книгах, их авторах, героях, содержании, пересказывают наиболее интересные отрывки.

Я благодарна родителям, которые понимают, насколько важно чтение, и никогда не отказываются покупать рекомендуемую мною литературу. Мне всегда приятно, когда родители тактично «напоминали»: «Ирина Александровна, надо уже заказывать для класса следующие книги». Закупка книг для внеклассного чтения ложится на плечи родительского комитета, и каждый ребёнок всегда имеет нужную книгу.

Часто я рассказываю детям, что читаю сама. Конечно же, всё преподносится в доступной форме. А для многих учеников это стимул для чтения, поскольку в этом возрасте дети часто подражают своему учителю.

Любим мы с учениками «погружаться» в поэзию. Если по программе встречается, например, стихотворение С.Есенина, мы учим не только его. Многие дети стараются разыскать и выучить и другие стихи этого поэта. За это – особое поощрение со стороны учителя. Например, запись в дневнике: «Восхищена!» или «Умница! Так держать!»

Чтобы все мои дети могли ярко, интересно и достойно выступать перед аудиторией, я с 1-ого класса ввожу докладную систему. При подготовке доклада в 1-ом классе есть следующее требование: приготовить как минимум 5-6 предложений по теме, но рассказать так, чтобы было всем интересно слушать, а самое главное – докладчик должен понимать то, о чём рассказывает.

Конечно же, без помощи родителей первоклассник не сможет обойтись никак. И чтобы родители знали, какие доклады звучат на наших уроках, на родительских собраниях выступают лучшие докладчики-дети.

А со 2-ого класса мы вышли на более высокий уровень – дети готовят презентации и защищают их на уроках.

В 4-ом классе презентации показывают практически все учащиеся. Есть дети, которые самостоятельно готовят и оформляют материал для презентаций. Причём, стали появляться презентации с элементами анимации. Появилась достаточно большая группа ребят, которые легко, ярко, интересно защищают свою презентацию в течение 15 минут. А это уже  высокий результат!

Лучшие презентации мы снова показываем родителям и учащимся из других классов.

Я очень люблю музыку и театр.

Мы слушаем с детьми лучшие образцы народной, классической, джазовой и популярной музыки, отечественной и зарубежной.

О классической музыке хочется сказать отдельно. Не секрет, что младшие школьники не умеют слушать классику - видимо, их родители её не слушают. Поэтому, чтобы дети поняли эту божественную музыку, я стараюсь создать эмоциональную обстановку, которая могла бы настроить их на прослушивание: зажигаю свечи и предлагаю детям либо смотреть на язычки пламени, либо закрывать глаза и погружаться в мир музыки, открывая свои души и сердца прекрасным звукам. Мы уже слушали П.Чайковского, С.Рахманинова, И.С.Баха, С.Прокофьева, А.Бородина, В.А.Моцарта. А потом пытались выразить через рисунки возникшие мысли и чувства.

Считаю, что всем моим ученикам очень помогает в развитии система дополнительного образования. Я являюсь автором-разработчиком следующих развивающих курсов: «Путешествие в Страну Сказок», «Этика», «Азбука творчества», «Славянская мифология», «Древнегреческая мифология», «Библейские истории», «Занимательная математика», «Культура народов мира», «Музыкальная шкатулка».

Дети очень любят эти предметы, и это для меня необычайно важно. Надеюсь, что и в дальнейшем буду находиться в творческом поиске.

Школа – это моя жизнь. Я с огромным желанием работаю с детьми. Своё сердце я отдаю детям. Мои близкие знают об этом и принимают это как должное.

И.А.Тенищева