Младшие школьники по-своему одарённы и талантливы, всегда открыты новому, могут ориентироваться в решении проблемных вопросов и ситуаций, заниматься исследовательской деятельностью с педагогом и самостоятельно.
Жизнь показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития.
Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
В МБОУ гимназии № 76 есть предмет «Азбука творчества», который преподаётся в системе дополнительного образования.
«Азбука творчества» способна выявить, раскрыть и стимулировать развитие творческого потенциала, заложенного в каждом ребёнке, а, следовательно, способна поддерживать, развивать и воспитывать одарённых и талантливых детей.
«Азбука творчества» - это первые шаги в литературном творчестве, это, прежде всего, работа со словом, которая способствует саморазвитию и самореализации всякого, кто испытывает потребность выразить любое явление жизни, а самое главное, выразить самого себя.
Когда ребёнок занимается любым творчеством, в частности – литературным, он находится в процессе поиска и исследования. Ребёнок воображает, фантазирует, сочиняет. В процессе творческой деятельности у него развивается интуитивное мышление, проявляется оригинальность, неожиданность, нестандартность.
Нельзя забывать, что оригинальность, неожиданность, нестандартность являются основой одарённости.
Задача учителя – помочь любому ребёнку преодолеть внутреннюю и внешнюю неуверенность, поверить в себя, в свои возможности и способности, поддержать в каждом творческое начало, стимулировать самовыражение и саморазвитие.
Несколько правил для педагогов, которые занимаются с детьми «Азбукой творчества»:
- поощрять самостоятельные мысли детей;
- не мешать желанию детей что-то разработать и изобразить по-своему;
- уважать любую точку зрения, даже если она парадоксальная или не совсем удачная;
- не смеяться над необычными образами, рисунками, сочинениями, так как этот критический смех может подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
- не навязывать свои мысли, чувства, образы, а, наоборот, пытаться понять логику воображения каждого ребёнка и поддержать оригинальность и нестандартность его работы;
- педагогу самому периодически включаться в творческий процесс – в качестве рядового участника процесса, что вызывает особое доверие у детей к своему педагогу;
- больше внимания уделять организации творческого процесса, поддержанию этого процесса, а не результатам, хотя положительный результат является огромным стимулом для дальнейших творческих поисков;
- отказаться от отметок в отношении детского творчества;
- обсуждать отдельные содержательные моменты творческих работ обучающихся, наиболее удачные работы;
- никогда не сравнивать отдельного обучающегося с другими детьми, а только с ним самим же, с его прошлыми опытами;
- поддерживать на занятиях положительный микроклимат, дружелюбную атмосферу;
- верить в способности и возможности каждого ребёнка.